Защита прав потребителей

На сегодняшний день рынок товаров и услуг переполнен различными предложениями, основной целью которых является обеспечение наиболее комфортного и полноценного существования каждого гражданина.

И все было бы хорошо, но данной ситуацией в корыстных целях пытаются воспользоваться нечистые на руку люди, которые, под видом качественного товара или услуги, пытаются продать покупателям некачественный продукт.

Да и среди персонала порой встречаются недобросовестные исполнители, не задумывающиеся о благе других. 

Для борьбы с такими недобросовестными гражданами, а также выявления преступных схем, направленных на ущемление прав потребителя, правительством РФ был введен в действие Закон «О защите прав потребителей».

Его основной целью является обеспечение контроля конфликтных ситуаций, которые возникают между покупателями и продавцами.

Давайте разберемся в его базовых принципах и узнаем, каким образом законодательство контролирует данный процесс.

Защита прав потребителей

Прежде чем разбираться в тонкостях и нюансах Закона «О защите прав потребителей», а также механизмах его действия, необходимо ознакомиться с базовыми понятиями, составляющими основу, которая регулирует отношения возникающих между потребителями и изготовителями. 

Обратите внимание! Закон «О защите прав потребителей» впервые был принят в 1992 году и в дальнейшем претерпел ряд поправок, направленных на обеспечение более полной и качественной поддержки прав граждан в сфере потребления.

 

Базовые принципы этого федерального закона заложены в следующих понятиях:

  • изготовитель – под данную категорию попадают любые организации, а также индивидуальные предприниматели, основной деятельностью которых является производство изделий для их дальнейшей продажи потребителю;
  • потребитель – любой гражданин РФ, целью которого является приобретение товаров или услуг, для дальнейшего их использования в целях, не направленных на совершение предпринимательской деятельности;
  • исполнитель – к данной категории относятся предприниматели, занимающиеся индивидуальной деятельностью, а также организации, основным источником прибыли которых является предоставление каких-либо услуг или комплекса работ на основе возмездного договора;
  • продавец – ИП или организация, деятельность которых основана на продаже товаров; в основе лежит принцип «купли-продажи»;
  • недостаток в товаре, выполненной работе или предоставленной услуге – данное определение подразумевает под собой несоответствие, обнаруженное в предоставляемой вам продукции, работе или услуге. Оно может быть выявлено на основе обязательных требований, которые предъявляются к ним законодательством, или на основе условий, предусмотренных в договоре. Также поводом для занесения предоставляемой вам продукции в данную категорию является несоответствие целям или образцам, которые обозначены для приобретаемой категории товаров;
  • безопасность предоставляемого продукта, работы или услуги – норма, основным критерием которой является соответствие требованиям безопасности для здоровья покупателя и для окружающей среды. Применяется только к товарам, услугам или работам, эксплуатация которых происходит в штатном режиме;
  • импортер – гражданин, являющийся индивидуальным предпринимателем, а также любая организация, деятельностью которых является импорт товара и его реализация на территории РФ.

Закон «О защите прав потребителей» – что это такое?

Рассмотрим определение интересующего нас Закона «О защите прав потребителей», действующего на территории РФ и имеющего такое определение: данный закон осуществляет контроль взаимоотношений, происходящих между гражданами, потребляющими предоставляемые на рынке товары и услуги, и гражданами, которые их предоставляют. Также в данном ФЗ, определяются права покупателей, наличие которых позволяет требовать предоставления надлежащего качества предлагаемых им товаров и услуг, не представляющих угрозы для них или окружающей среды.

Закон РФ «О защите прав потребителей». Где с ним можно ознакомиться

С текстом данного закона можно ознакомиться, воспользовавшись Гражданским Кодексом РФ или прочитать его онлайн, на ресурсах предоставляющих ссылки на всю интересующую вас информацию, например, на этом сайте.

Кроме того, отношения, затрагивающие нарушения, связанные с правами потребителей, регулируются настоящим Законом и иными законами федерального значения, а также применяемыми к ним нормативно правовыми актами. 

Частые нарушения прав потребителя

Ниже будет представлен список, содержащий самые распространенные нарушения прав российских потребителей:

Требование досмотра ваших личных вещей.

В магазине может возникнуть ситуация, когда при выходе из него на вас сработает магнитная рамка. Это бывает связано как с каким-либо системным сбоем, так и с кражей вами товаров магазина. Тем не менее, в любом из вариантов, сотрудники магазина не имеют права лично досматривать ваши вещи или обыскивать вас. Осуществлением данных действий должны заниматься представители полиции, которых персонал магазина должен вызвать при возникновении подобного инцидента.

Требование поместить ваши вещи в камеру хранения, установленную на территории магазина.

Это также является нарушением прав покупателя. Происходит это из-за того, что большинство покупателей не знают о законе, регулирующем данный механизм. Если вы обратите внимание на статью 421.1 ГК РФ, то вы узнаете следующее – оставляя свои вещи в камере хранения, вы тем самым заключаете с магазином договор хранения. Однако данная процедура может осуществляться исключительно в добровольном, а не принудительном порядке. 

В том случае, когда хранение вещей покупателей прописано в уставе магазина и должно осуществляться в обязательном порядке – обязанности по их охране ложатся на охрану магазина. Ответственность за оставленные вещи также ложится на плечи охраняющей стороны.

Экспертиза товара, длящаяся продолжительный период времени.

Согласно 22 статье Закона «О защите прав потребителей» – экспертиза товара, который покупатель называет дефектным и хочет вернуть, должны проводиться в течении 10 дней. Кроме того, обмена бракованного товара должна быть произведена по истечении 20 дней. В них входит также и время, которое магазин тратил на проведение экспертизы.

Важно! Продавец имеет право на проведение экспертизы перед заменой товара, в случае возникновения разногласий с покупателем.

Вы случайно повредили упаковку товара или разбили его.

Возмещать или нет ущерб, нанесенный магазину в данном случае, – личное дело каждого покупателя. За сохранность товара, который не был оплачен на кассе и за покупку которого вы не получил чек, несет ответственность сам магазин. 

Заставить оплатить испорченный товар в принудительном порядке вас могут исключительно в том случае, когда его порча была осуществлена умышленно, и данный факт был доказан в суде. В остальных случаях все остается на совести покупателя.

Ремонт некачественного товара вместо его замены.

Это весьма распространенный случай. Довольно часто магазины игнорируют желания покупателей поменять бракованный товар на новый или вернуть деньги, навязывая ремонт возвращаемой вами вещи. Однако, согласно Закону «О защите прав потребителей», а именно пункту 1, статье 18, вы имеете полное право на следующие вещи:

  1. Потребовать вернуть потраченные на бракованный товар деньги.
  2. Заменить его на другой товар, с возможностью компенсации разницы в цене.
  3. Получить услуги по бесплатному ремонту бракованного изделия.
  4. Воспользоваться возможностью уценки данного товара и частичной денежной компенсации.

Как видите – ремонт – всего лишь один из возможных вариантов развития событий.

Расхождение в цене, указанной на ценнике товара и в чеке.

В случае возникновения ситуации, когда магазин не желает возвращать разницу из-за неправильного оформления цены на товар – вы имеете право написать на него жалобу в компетентные органы, например, РОСПОТРЕБНАДЗОР, и указать в ней нарушение 101 статьи, освещенной в Законе «О защите прав потребителя».

Вы приобрели просроченный товар.

Магазин обязан вернуть вам деньги, потраченные на приобретение некачественного продукта, или заменить его на качественный. Для этого у вас, помимо самого товара, должен быть при себе чек, свидетельствующий о его покупке. Если чек утерян, вы можете заменить его двумя свидетелями, которые способны подтвердить покупку просроченного товара в данном магазине.

Верховный суд ввел новый способ защиты прав потребителей

Его суть заключается в праве покупателя получить с нерадивого продавца, помимо пени, взимаемой за продажу некачественного товара или услуги, еще и штраф в размере 50 % от той суммы, которую суд присудил в качестве штрафа. Штраф присуждается за невыполнение требований покупателя в добровольном порядке. 

Данный штраф носил форму административного наказания, и только в 2012 году, после решения Верховного суда, на деле стал являться дополнительной защитой, направленной на укрепление прав потребителей. 

Выводы о ЗОЗПП РФ в 2018 году

На данный момент ЗОЗПП РФ имеет в своем составе четыре главы, которые, в свою очередь, разделены на 46 статей.

В первой главе указываются базовые понятия, права и обязанности, которые установлены как для потребителей, так и для продавцов. Также в нее включены общие термины и трактовка вопросов, касающихся персональной ответственности и прав граждан.

Вторая и третья главы содержат информацию о защите прав непосредственно в процессе осуществления приобретения товаров или услуг.

Четвертая глава содержит информацию касательно государственной и общественной ЗПП.

Ознакомление с данным законом будет полезно для каждого гражданина в качестве общеобразовательных целей, для сведения к минимуму ситуаций, когда нерадивые продавцы намеренно или же по причине халатного отношения к своим обязанностям причиняют покупателям ущерб.

Кроме того, юридически подкованный гражданин сможет еще в начальной стадии уладить конфликт, возникший на почве нарушения его прав, и не станет доводить дело до суда.

Защита прав потребителей - Правила возврата сложной техники